«Молодая Гвардия» обратилась к вице-премьеру Правительства РФ Ольге Голодец, курирующей социальную политику, с просьбой обратить внимание на то, что многие корпуса российских вузов не оборудованы необходимой инфраструктурой для учащихся с ограниченными возможностями, сообщают в среду «Известия».

По словам Сопредседателя Координационного совета МГЕР Екатерины Стенякиной, большинство высших учебных заведений продолжают не исполнять ФЗ «Об Образовании» (вступил в силу в 2013 году). При этом согласно п. 3 ст. 79 Федерального закона, все здания, в которых осуществляется образовательная деятельность, должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями для того, чтобы учащиеся с ограниченными возможностями могли получать образование.

– Ребята с инвалидностью имеют право на качественное образование, – говорит Стенякина. – Каждый вуз должен быть обеспечен необходимыми  подъемниками, пандусами, лифтами, туалетами для инвалидов и определенным набором атрибутов. К сожалению, некоторые вузы до сих пор отказываются принимать ребят-инвалидов. Хотя есть и такие вузы, которые давно работают с инвалидами-колясочниками, например Московский государственный технический университет имени Баумана.

К настоящему моменту активисты МГЕР уже обнаружили 53 российских вуза, в которых не были созданы специальные условия для студентов-инвалидов. В их числе, к примеру, Вологодский государственный университет, приемная комиссия которого находится на втором этаже, куда абитуриентам-инвалидам по лестнице подняться невозможно, а также  филиал Российской правовой академии Министерства юстиции России в Тульской области – вход в здание не оборудован необходимыми приспособлениями.

В свою очередь, сегодня, 23 июля, молодогвардейцы продолжили проверку доступности приемных комиссий учебных заведений для абитуриентов с ограниченными возможностями в 25 российских городах. Среди них: Москва, Ульяновск, Челябинск, Тюмень, Волгоград, Владимир, Омск, Новосибирск, Воронеж, Рязань и др.

Стоит отметить, что необходимость проведения мониторинга была обусловлена неоднократно поступавшими жалобами на «горячую линию» проекта «Зачёт».

Так, в Москве молодогвардейцы во главе с Сопредседателем КС МГЕР Екатериной Стенякиной проверили Московский государственный институт экономики, статистики и информатики (МЭСИ), а также Финансовый Университет при Правительстве РФ.

Вход в главное здание МЭСИ, аудитории и туалетные комнаты были оборудованы для людей с ограниченными возможностями, однако лестничные клетки не позволяют инвалиду-колясочнику подняться выше первого этажа.

Общежитие университета имеет пандус, но по размерам он больше рассчитан под детские коляски, иными словами, попасть в здание самостоятельно инвалид не сможет. Стоит отметить, что руководство данного вуза выделяет средства для обеспечения доступности среды, однако не все постройки физически можно переделать под использования их студентами с ограниченными возможностями.

В Финансовом Университете ситуация обстоит гораздо хуже. Несмотря на то, что здание совсем новое, оно оказалось абсолютно непригодным для инвалидов-колясочников – лестница не оборудована пандусом, внутри же заходящих ждет еще одна лестница.

Сопредседатель Координационного совета МГЕР, депутат Законодательного Собрания Ростовской области, член Генсовета «Единой России» Екатерина Стенякина:

– Тема доступности образования для инвалидов поднимается постоянно на протяжении последних 10-15 лет. Дано не одно поручение, существуют соответствующие программы.

Сегодня, когда идет последняя неделя работы приемной комиссии, «Молодая Гвардия» проводит мониторинг вузов по всей стране. Вот уже сейчас мы выявили порядка 80-ти учебных заведений, которые, к сожалению, не доступны для людей с ограниченными возможностями.

При этом у Министерства образования РФ есть такая формулировка, как «частично доступен». Это определение нам не очень понятно – то ли есть пандус, по которому невозможно подняться, то ли можно зайти в вуз, но дальше перемещаться невозможно. Таким образом, данная формулировка попросту «замыливает» проблему, создавая видимость ее решения в отчетах. По факту же, для инвалидов она никакой пользы и никакого удобства не несет.

Сегодня мы актуализируем эту проблему, показываем то, что «частичная доступность» вузов – это не решение проблемы. Вузы, к сожалению, не способны за счет собственного бюджета решать вопросы доступности, так как это дорого. Учебным заведениям приходится финансировать повышение доступной среды по остаточному принципу, в том числе и потому что она не входит в показатели эффективности вузов, установленные Министерством образования.

Мы обращаемся к Министерству образования с тем, чтобы за оставшиеся три года, пока реализуется программа по защите детей, подписанная Президентом, были выделены целевые средства именно на доступность университетской среды для людей с ограниченными возможностями. Ведь у инвалидов есть запрос на получение качественного образования, последующее трудоустройство, но в данный момент, к сожалению, их возможности искусственно ограничиваются.

В некоторых учебных заведениях разработали программы дистанционного обучения для того, чтобы студенты с ограниченными физическими возможностями могли проходить обучение дома. Но этого недостаточно, как полноправные члены нашего общества они имеют полное право получать образование наравне со всеми.

Член автономной некоммерческой организации «Катаржина» Игорь Гундеров:

– Впечатление от Финансового Университета: пришел – увидел кучу ступенек – ушел. По первому вузу (МЭСИ) могу сказать, что ситуация подобная большинству вузов. В отличие от второго университета со множеством ступенек, хочу обратить внимание на то, что здание МЭСИ построено изначально так, что попасть в него человек с ограниченными возможностями может самостоятельно. Касательно денег, потраченных вузом на доступную среду – цена пандуса равна пяти тысячам рублей, поэтому говорить о затратах – неуместно. Несмотря на имеющиеся в университете программы дистанционного образования, человеку все равно необходимо будет хотя бы раз, но приехать в университет. И на деле мы видим, что он не приспособлен для комфортного передвижения человека с ограниченными возможностями.